Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время достаточно актуальным является вопрос относительно институтов демократии, которые закреплены в Конституции РФ, чтосопряжено с тем фактом, что.в условиях достаточно сложной политической и экономической ситуациидепутаты законодательного органа несут особую ответственность за то чтобыпринимать эффективные и действующие в настоящее времяв российском обществе законы.Однакоимеютсяоченьзначимые пробелы в непосредственно в правовом понятии правового статуса депутатов Госдумы РФ, к которым относится отсутствие применения к «представителю народа» мер конституционно-правовой ответственности, а также весьмаограниченный спектр требований, которые предъявляются к субъекту, который осуществляет законодательную власть на всех уровнях.
Объект исследования – правовой статус депутата РФ.
Предмет исследования – особенности правового статуса депутатов в региональных парламентах.
Цель исследования – изучить особенности правового статуса депутата в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить основы правового статуса депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Проанализировать теоретические основы правового статуса депутатовразличных уровней.
1. Особенности правового статуса депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
1.1 Порядок формирования и особенностей деятельности депутатов представительных органов
Количественный состав законодательных органов власти в субъектах Российской Федерации определяется Конституцией субъекта Российской Федерации или Уставом. В данных нормативных актах формулируются основы формирования представительных аппаратов субъектов Федерации относительно федерального уровня. Согласно федеральному законодательству не менее 50% депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации (а в двухпалатных законодательных органах государственной власти субъектов Федерации – не менее 50% депутатов одной из палат этого органа) имеют право избираться по в едином избирательном округе числом голосов, согласно поданному перечню кандидатов в депутаты, выдвигаемых избирательными объединениями в соответствии с законодательными актами о выборах, действующих на данной территории 16, с. 44.
Согласно Регламенту процедуры первого совещания депутатов государственной думы определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Например, по Уставу Московской Городской Думы нового созыва, первое заседание начинают на 13-ый день после того, после того как состоятся выборы не менее чем две трети депутатов численного состава. Возможно проведение первого заседания Думы г. Москвы раньше указанного срока, согласно инициативы депутатов.
Законодательством установлен срок полномочий депутатов законодательного органа субъектов Федерации, который составляет 5 лет. Однако, большинством Конституций субъектов РФ устанавливается срок длительностью в 4 года.
Законодательством Российской Федерации определено количество постоянно действующих депутатов. Это должно находить подтверждение в соответствующих нормативно-правовых актах субъекта РФ. На федеральном и региональном уровнях устанавливаются права прав депутатов законодательных (представительных) органов власти, которые, прежде всего, определяют осуществление выполнения порученных им обязанностей на оплачиваемой основе, либо на условиях частичной занятости однако без отрыва от основного виды деятельности. Причем депутат может осуществлять основной вид деятельности в составе законодательного органа. Это право составляет основу обеспечения эффективного исполнения депутатом своих полномочий и обязанностей. Одновременно с этим, создавая регламенты формирования профессиональной части парламента, законодательство субъекта РФ также формирует процедуры, обозначающие правила и границы равноправности депутатов в принятии ими управленческих решений 9, с. 245.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены разные варианты оплаты труда и требований к работе депутатов на время проведения заседаний законодательного органа. Часто определенная доля депутатов, находящихся в штатном расписании законодательных органов субъектов РФ имеет право совмещения этой работы со своей иной служебной или производственной деятельностью. Например, из 35 депутатов Саратовской областной Думы долговременную постоянную службу несут только 15 человек.
В других бикамеральных парламентах другое положение депутатов. Так, Конституцией Республики Башкортостан (ст. 49–50) определено, что депутаты Палаты Республики работают в Законодательном собрании на долговременной основе и получают заработную плату в установленном законодательством размере и согласованном бюджетом субъекта Федерации. А Депутаты Палаты Представителей работают в Законодательном собрании не на постоянной основе. На период работы депутата на заседаниях палаты он освобождается от выполнения своих обязанностей на основном мете работы и получает заработную плату из регионального бюджета.
В Республике Тыва (согласно ст. 101 Конституции) депутаты Палаты представителей имеют право осуществлять другую трудовую деятельность в период их работы депутатами только в четко определенных законодательством периодах и случаях. В целом, депутаты Палаты представителей, Законодательной палаты, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе, не имеют права выполнять другую оплачиваемую работу, кроме, научной, творческой и преподавательской 13, с.
Согласно вышеуказанному, статус депутата позволяет выполнять депутатскую работу как на постоянной основе, так и на условиях совмещения. Чаще всего депутаты нижней палаты выполняют свои функции только на постоянной основе, не имея права на совмещение, тогда как депутаты верхней палаты (кроме руководства) – могут совмещать депутатскую работу с другим видом трудовой деятельности. Встречаются исключения: в Республике Адыгея, депутаты обеих палат парламента могут работать как постоянно и непостоянно.
1.2 Анализ полномочий депутатов в Российской Федерации
Возможности депутатов стартуют со дня их избрания депутатами законодательного органа субъекта РФ и прерываются в день, когда начинается работа указанного органа нового созыва. В соответствии с федеральными законодательством субъектов РФ возможности депутата законодательного органа национальной власти субъекта Федерациимогут прекращаться преждевременно в соответствии со следующими основаниями:
1) окончание периода действия статуса законного избранника законодательного (представительного) органа власти России возможно по следующим основаниям:
а) принятие решения данного органа о самороспуске согласно конституции (устава) или соответствующего закона субъекта РФ;
б) принятии решения высшего официального лица субъекта Федерации о роспуске этого органа (Губернатором или Главой субъекта Федерации);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с изм. и доп. от 01.04.2020 N 98-ФЗ) // СПС «Гарант»
4. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под науч. ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова; под общ.ред. В.В. Комаровой, Л.Т. Чихладзе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 319 с.
5. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве/Н.А. Богданова // Вестник МГУ. Серия 11. – 2008. –№ 3. –С. 5.
6. Богданова Н.А. Система науки конституционного права/Н.А. Богданова. – М.: Юридическая литература, 2001– С. 47-61.
7. Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории)/ М.В. Варлен// Юридический мир. – 2016. – № 8. – С. 30.
8. Варлен М.В. Статус парламентария: теоретические проблемы. / М.В.Варлен. –М., 2013. – С. 54-55
9. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы / В.И. Васильев, А.В. Павлушкин, А.Е. Постников. – М., 2012. – С. 245-247.
10. Доронина О.В. Депутатский иммунитет: некоторые вопросы теории и практики: Метод. Пособие/О.В. Доронина. – Калуга: Пресс, 2009. –116 с.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.- М.: Наука, 2015. – 219 с.
12. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. –М.: МР3 Пресс, 2000. –559 с.
13. Малько А.В., Маркунин Р.С. Ответственность и наказание депутатов в современной России/ А.В. Малько, Р.С. Маркунин // Современное право. 2013. – № 2. – С. 41
14. Овчинников И.И. Муниципальное право : учебник и практикум для академического бакалавриата / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев. - 3- е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 361с.
15. Чеботарев Г.Н. Актуальные проблемы муниципального права. Учебник для магистрантов / Г.Н. Чеботарев. – М.: Инфра-М, Норма, 2015. – 304 с.
16. Черепанов В. А. К вопросу об отзыве депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право / В.А. Черепанов. – 2013. – № 5. – С. 44.
17. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / Е.С. Шугрина. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с.