Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Строительство приходского храма в районе Лучка планировалось ещё в конце XVIII в. В 1791 г. жители центральной части города, пересе-лённые в этот район после пожара 1769 г. и последовавшего затем приня-тия первого регулярного плана Ельца, продолжали числиться в приходах теперь уже далёких для них церквей Покрова Божией Матери и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Они подали прошение о строительстве на южной окраине города — Лучке — каменной церкви Богоявления Господ-ня с приделом Знамения Божией Матери. [1] Но далее рассмотрения про-шения Орловской духовной консисторией дело по неизвестной пока при-чине не пошло. Сооружение храма в этом районе города на Лучковской площади предусматривалось и генпланом Ельца 1827 г., но к строитель-ству приступили лишь в самом конце XIX столетия.
В октябре 1890 г. восемьдесят пять ельчан подали в городскую думу прошение о сооружении в преддверии 500-летнего юбилея явления в 1395 г. в Ельце Богородицы во время нашествия Тамерлана храма-памятника с главным престолом во имя Елецкой иконы Божией Матери. В том же про-шении горожане сетовали на удалённость их домов от приходской Сретен-ской церкви, неустроенность их района и высказывали желание иметь свой приходской храм, для которого уже заготовлены колокола и железо для кровли, а потомственный почётный гражданин Пётр Иванович Ростовцев обязуется пожертвовать под строительство будущего храма два пустопо-рожних участка в лучковской части города.
Придельные алтари будущего храма инициаторы строительства же-лали освятить во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и пророка Осии. Прошение ельчан заканчивалось проникновенным воззва-нием: «Благочестивые сограждане! Эти наименования приделов проекти-руемой церкви должны побудить в сердцах наших чувства глубокого со-знания скорейшего осуществления намеченного дела… Потомки отцов, от-вративших своей грудью нашествие иноплеменников в отдалённые време-на исторического созидания Русской земли, пусть проникнутся до глубины души сознанием величия Божия и положат первый камень в основание здания, воздвигаемого во славу мудрому Творцу, его Божественной Мате-ри, и святого угодника, и пророка, спасших своими молитвами и заступ-ничеством наш город и весь русский народ от величайших несчастий». [2]
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ церкви Елецкой иконы Божи-ей Матери.
Объектом исследования является церковь Елецкой иконы Божией Матери, предметом – особенности строения.
1 История строительства и особенности Церкви Елецкой иконы Божией Матери
Третьего ноября 1890 г. городская дума, рассмотрев это прошение ельчан, поддержала предложение городского головы Н.П. Руднева хода-тайствовать перед епархиальными властями о разрешении строительства храма. В том же году архитектору Александру Степановичу Каминскому, только что завершившему строительство Вознесенского собора в Ельце и разработавшему эскиз его иконостаса, заказан проект новой церкви. Вы-полнен он был уже в следующем 1892 г. или начале 1893 г. Весной 1893 г. все документы были согласованы и 30 мая т. г. начаты земляные работы.
26 августа 1893 г. в Ельце организованы торжества по случаю за-кладки храма на месте новосозидаемой церкви. При огромном стечении народа из города и уезда совершено благодарственное Господу Богу мо-лебствие. Из всех городских церквей принесены были иконы, и крестный ход сопровождался торжественным колокольным звоном.
Рисунок 1 - Проект храма Елецкой иконы Божией Матери. Северный фасад. 1893 г. Архитектор А.С. Каминский
Когда стало ясно, что быстро соорудить второй по величине храм Ельца не удастся, ельчане устроили в 1895 г. в деревянном амбаре купца И.Г. Добродеева рядом с новостроящимся храмом молитвенный дом, об-ращенный в следующем году в церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. В ней предполагалось совершать богослужения и отправлять тре-бы до окончания строительства нового храма.
Главной причиной замедления постройки стал недостаток средств у будущих прихожан, в основном — малоимущих мещан, не способных ежегодно жертвовать большие средства на строительство храма. Не спаса-ла ситуацию и активная деятельность строительного комитета, в который входили именитые и богатые елецкие граждане — Николай Николаевич Петров (председатель строительной комиссии), Иван Григорьевич Добро-деев (казначей), Николай Дмитриевич Черников, Митрофан Сергеевич Жа-воронков, Николай Иванович Криворотов, Александр Александрович Петров и Алексей Гаврилович Панкратов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горлов В., Новосельцев А. Храм иконы Елецкой Божией Матери. — Липецк, 1995. С. 20-21.
2. Горлов В., Новосельцев А. Храм иконы Елецкой Божией Матери. — Липецк, 1995. С. 65-66.
3. Протокол Елецкого городского отделения ВОПИиК № 10 от 31.10.1975 г.