Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Государственная политика Российской Федерации в сфере науки и образования: теоретические и правовые аспекты 4
1.1 Государственная политика Российской Федерации в сфере науки и образования: основные понятия и классификации 4
1.2. Нормативные правовые основы реализации государственной политики РФ в сфере образования 7
2. Система государственного управления Российской Федерации в сфере образования 9
2.1. Департамент образования и науки города Москвы: функции, полномочия и направления деятельности 9
2.2. Основные результаты деятельности Департамента образования и науки города Москвы и подведомственных учреждений 13
3. Государственная программа Департамент образования и науки города Москвы в сфере науки и образования 26
3.1. Государственная программа Департамента образования и науки города Москвы «Столичное образование»: цели, задачи, основные мероприятия 26
3.2. Перспективы реализации Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» 30
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста и формирования нового инновационного качества экономики. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.
За последние десятилетие система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, а также формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов, в которых нашли свое воплощение принципы образовательной политики.
Исследование системы управления образование в Российской Федерации показывает, что она еще весьма далека о совершенства, имеет недостатки правового обеспечения государственного управления образованием, характеризуется отсутствием необходимых правовых средств, гарантирующих реальное осуществление права личности на образование.
Объект исследования – сфера образования и нацки города Москвы.
Предмет исследования - государственная политика и система управления в сфере науки и высшего образования города Москвы.
Цель исследования – рассмотреть государственную политику и систему управления в сфере науки и высшего образования города Москвы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Государственная политика Российской Федерации в сфере науки и образования: теоретические и правовые аспекты
1.1 Государственная политика Российской Федерации в сфере науки и образования: основные понятия и классификации
По данным мирового рейтинга "Доклад о человеческом развитии" (Human Development Report, 2019), одним из компонентов которого является индекс образования, Россия занимает 49 место среди 189 стран и входит в группу стран с высоким человеческим потенциалом. Таким образом, Россия находится в тренде глобализации и интернационализации высшего образования и как часть мирового научно-образовательного пространства реагирует на общемировые тенденции в сфере высшего образования: усиление конкуренции на мировом рынке научно-образовательных услуг; значительное увеличение студенческой мобильности по всему миру; изменение роли университета в связи с переходом к экономике знаний - переход к новому типу университета, сочетающему в себе образовательную, научно-исследовательскую и социальную функции.
Минпросвещения России, не выступая напрямую в качестве координатора достижения национальных целей, принимает участие в реализации ряда из них в соответствии с Единым планом мер по достижению отдельных национальных целей как ответственное за реализацию национального проекта "Образование" (далее - НПО) и как участник национального проекта "Демография" и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Национальная программа), а также в рамках иных текущих направлений деятельности.
В 2019 году Минпросвещения России была продолжена разработка проекта отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации (далее - отраслевая стратегия) с учетом разграничения полномочий в сфере образования, установленных Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
Минобрнауки России считает, что особую актуальность в контексте государственной политики на данном этапе приобретает разработка Стратегии развития высшего образования на долгосрочную перспективу с учетом проблем и вызовов современности, необходимости обеспечения научно-технологического прорыва, экономического роста страны, которая должна стать частью единого документа стратегического планирования сферы образования в целом.
Основными организационно-финансовыми механизмами реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году выступила ГПРО, а также реализуемая в том числе за счет средств ГПРО государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493). Разработка и реализация ГПРО в полной мере отвечают установленной статьей 28 Федерального закона № 172-ФЗ задаче по достижению приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования.
Федеральные органы исполнительной власти в сфере образования выступают ответственными за разработку и реализацию национальных проектов, а также участниками входящих в их состав федеральных проектов. Так, Минпросвещения России определено ответственным за разработку НПО в целом и ответственным за реализацию включенных в его структуру 7 из 10 федеральных проектов ("Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы" - в части СПО, "Социальные лифты для каждого").
Кроме того, Минпросвещения России является участником федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" и федеральных проектов "Информационная инфраструктура" и "Кадры для цифровой экономики" Национальной программы. Минобрнауки России является ответственным за реализацию национального проекта "Наука", федеральных проектов "Новые возможности для каждого", "Экспорт образования", а также "Молодые профессионалы" (в части высшего профессионального образования) НПО и федеральных проектов "Информационная инфраструктура" и "Кадры для цифровой экономики" Национальной программы.
Росмолодежь выступает в качестве ответственного за реализацию федерального проекта "Социальная активность" НПО. Организация проектной деятельности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, определенными за реализацию национальных проектов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее - постановление № 1288) на основании ведомственных актов, которыми утверждены положения об организации проектной деятельности и структура ведомственных проектных офисов: приказы Минпросвещения России от 15 февраля 2019 г. № 76 и от 27 июня 2019 г. № 342, приказ Минобрнауки России от 29 марта 2019 г. № 175. Минпросвещения России были разработаны в установленные сроки и утверждены 12 правовых актов, определенных в качестве необходимых для реализации НПО, национального проекта "Демография" и Национальной программы.
Правительство Москвы поставило задачу интегрировать московскую школу в городскую среду, связать ее с университетами, колледжами, ведущими технологическими предприятиями, культурными учреждениями Москвы. Именно использование образовательного ландшафта города позволяет школьникам по-настоящему окунуться в будущую профессию.
1.2. Нормативные правовые основы реализации государственной политики РФ в сфере образования
Основным нормативным документом в сфере образования является Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Деятельность Правительства Российской Федерации в сфере образования в 2019 году осуществлялась в соответствии с решениями и поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, положениями законодательства об образовании, а также с учетом установленных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) правовых основ стратегического планирования в Российской Федерации, реализуемых через координацию государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их взаимодействие с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Определение и корректировка стратегических задач в сфере образования осуществляются поэтапно исходя из установленного статьей 7 Федерального закона № 172-ФЗ принципа сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации, отраженным в документах стратегического планирования разного уровня. Общий вектор развития системы образования задан в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683), Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р), и ежегодно уточняется посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Стратегические задачи системы образования в 2016 году и на последующий период вытекают из ряда законодательных актов и инициатив Президента Российской Федерации, принятых в 2012-2016 годах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
3. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
4. Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 447- ПП «Об утверждении положения о Департаменте образования и науки города Москвы»
5. Постановления Правительства Москвы от 4 июня 2019 г. № 627-ПП
6. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
7. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
8. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
9. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
10. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
11. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
12. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
13. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
14. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
15. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
16. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
17. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
18. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
19. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
20. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
21. Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
22. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
23. Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов / С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 405 с.
24. Зелинская, М. В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления / М. В. Зелинская // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23–24 января 2020 года / под редакцией: Кузьминой В.М.. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 240-243.
25. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
26. Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении : монография / Е. Г. Иншакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 139 с.
27. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами : учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
28. Козлова, Л. С. Административные регламенты : учебное пособие для вузов / Л. С. Козлова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 415 с.
29. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
30. Манина, М. В. О цифровом государственном управлении в России / М. В. Манина // Цифровая экономика и финансы : Материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–20 марта 2020 года / Под научной редакцией Е.А. Синцовой [и др.]. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. – С. 44-48.